Приемная-8(41654)22-9-78, Детская регистратура-8(416)542-03-98, Взрослая регистратура-8(41654)22-6-96,89241480303 skovbol@amurzdrav.ru
Выбрать страницу

ГИПОДИНАМИЯ У ШКОЛЬНИКОВ.

К числу наиболее распространенных факторов риска возникновения различных заболеваний последние 10-15 лет относят ограничение двигательной активности — гиподинамию (гипокинезию).

ЧТО ТАКОЕ ГИПОДИНАМИЯ?

Гиподинамия – это болезнь неподвижного образа жизни, проявляющаяся в снижение объема мышечной активности человека.

Из-за значительной распространенности и многообразия причин возникновения гиподинамия является одной из важнейших проблем нашего времени, имеющих очень большое общебиологическое и социальное значение.
Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем организма. Также существенно снижается сопротивляемость организма возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Малая подвижность у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

 Еще древние китайцы говорили – если дверь часто открывается, ее петли не ржавеют, а если человек много движется, то он не болеет.

ПРИЧИНЫ ГИПОДИНАМИИ

 Причинами могут стать минимальные мозговые дисфункции. Однако чаще всего причины детской гиподинамии носят совершенно другой характер — они обусловлены неправильным образом жизни ребёнка, в формировании которого виноваты родители.

 К такому отклонению приводят:

§ лишний вес вплоть до ожирения;

§ привычка сидеть у компьютера, телевизора, за книгами длительное время;

§ отсутствие прогулок на свежем воздухе;

§ полное игнорирование любых физических нагрузок, начиная с небольших поручений по дому, заканчивая спортом.

ПРИЗНАКИ ГИПОДИНАМИИ

Признаки чаще всего достаточно ярко выражены и требуют лишь внимания родителей:

§ вялость;

§ малоподвижность;

§ неактивность;

§ сонливость;

§ тихий плач;

§ быстрая утомляемость;

§ отсутствие истерик, которые характерны для грудных младенцев;

§ быстрый набор веса вплоть до ожирения;

§ снижение работоспособности, умственной активности;

§ неразговорчивость вплоть до дизартрии (путаница в произношении звуков).

Гиподинамия — серьёзные нарушения в организме ребёнка, системы которого недополучают двигательной активности, не развиваются должным образом.

Физическая активность детей играет очень важную роль в развитии двигательных навыков ребенка, в формировании нервных связей между опорно-двигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами, в развитии мускулатуры и скелета, в формировании осанки ребенка, в регуляции обменных процессов, кровообращения и дыхания, в развитии сердечно-сосудистой системы.

Подросток должен активно двигаться не менее 60 минут в день.
У подростков иначе, чем у взрослых, происходит энергетическое обеспечение работы мышц. Специалисты говорят об этом так: «Дети двигаются менее эргономично, чем взрослые». По этой причине подросткам легче сбросить лишний вес, если таковой есть. Мышцы подростков развиваются быстрее: выполняя одни и те же упражнения, взрослые и подростки достигнут разного результата. Но затрачивая больше энергии, подростки и устают быстрее.

Однако есть еще одна интересная особенность подросткового организма: ребенок устает быстрее, чем взрослый, но и восстанавливается быстрее. Им нужен менее продолжительный отдых, чем взрослым. Детям можно заниматься очень часто, но непродолжительное время. То есть если оптимальный режим занятий спортом для взрослого (не профессионального спортсмена, а любителя) – 2-4 занятия в неделю по 1-3 часа, то для подростка режим может быть такой: 5-7 раз в неделю по 1-2 часа 
Длительная гиподинамия вызывает постепенную атрофию мышечного аппарата, за которой следует обеднение кальцием костей и, как следствие, остеопороз. Повышение аппетита на фоне гипокинезии приводит к ожирению, а далее – порочный круг, так как излишек массы тела препятствует выполнению физических упражнений. Недостаточный приток кислорода, поражение сосудов мозга способствуют снижению интеллектуальных возможностей, памяти, внимания, нарушается умственная работоспособность, появляется склонность к неврозоподобным расстройствам.

К первым симптомам гиподинамии относятся такие, как слабость, нарушение сна, апатия, головная боль, избыточный вес.

Отсутствие вышеперечисленных симптомов характерно только для четверти школьников, «проблема лишнего веса» присуща почти половине. Все это является риском развития более тяжелых последствий гиподинамии.

ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ГИПОДИНАМИИ

Диагноз подтверждается или опровергается в стационарных условиях невропатологом. В результате энцефалограммы, УЗИ головного мозга

Помните!

Дети и подростки должны быть физически активными один час в день. Родители обязаны знать, что гиподинамия нарушает работу головного мозга.

Она предполагает:

§ активные занятия любым видом спорта: плаванием, танцами, велосипедными гонками, гимнастикой, лыжами;

 § регулярные пешие прогулки и подвижные игры на свежем воздухе; § интеллектуальные игры, требующие моментальной реакции: подбор слов, города, быстрый счёт.

§ спокойную обстановку дома;

§ любовь, внимание, заботу родителей;

§ индивидуальные занятия с логопедом, психологом (психотерапевтом), которые смогут скорректировать речевые недостатки и поведение ребёнка;

§ приём витаминных препаратов;

§ диету (полноценный, сбалансированный рацион питания).

Врач-педиатр Шедова Е.А.